Компьютерная энциклопедия

"Образ Культуры"

 

 

Общество "Ибис" 0173 (vok)

Компьютерная энциклопедия "Образ Культуры"

Человек становится тем, с чем он соприкасается. Человеком его делает
Культура. Человек вне Культуры - зверь (феномен Маугли). Прежде чем
кем-либо стать, должно быть соблюдено первое условие - решена проблема
существования человека. Hа второе место по значимости можно поставить ещё
одно важное условие - проблему взаимодействия существующего человека на
коротком отрезке его пребывания в этом Мире с Культурой.
Как ни превозносят натуропаты и зелёные Природу, она не способна сделать
из человека Человека (даже с природой человек может и должен
соприкасаться только сознательно, через Культуру).
Чем полнее касание человеком Культуры, тем он сам полнее, гармоничнее,
гуманнее и совершеннее (здесь я буду говорить только о подлинной культуре с
прописной буквы, относя тёмные её стороны к анти-культуре). Даже
приближение человека к Богу опосредовано, обусловлено Культурой. Hи общение
с себе подобными, ни улучшение условий жизни вне Культуры невозможно.
С другой стороны - одностороннее восприятие даже подлинной культуры
ведёт к ограниченному, убогому выбору человеком своего места и диссонансам
между врождёнными задатками и существующими в Культуре возможностями.

Контакт с Культурой происходит в трёх аспектах:
1. Усвоение языка и восприятие знаний.
2. Пользование вещами, орудиями и инструментами.
3. Освоение опыта и навыков.

Через эти три аспекта человек приобретает способность мышления. Это
четвёртый аспект контакта.
В наше с Вами время усиливается роль первого (информационного) аспекта,
позволяющего осуществлять смысложизненную, духовную, познавательно-
образовательную, профессиональную, бытовую, социальную, досуговую и прочие
ориентации личности.
В связи с этим встаёт вопрос о необходимости соединения полноты
восприятия Культуры и доступности, досягаемости, демократизации знаний о
ней для возможно большего количества людей. Здесь я предлагаю вариант
решения поставленного вопроса с помощью существующего в настоящее время в
Культуре информационного инструмента - компьютера.
Полнота восприятия Культуры должна быть обязательно связной, целостной,
для того, чтобы такими же могли стать и воспринимающие её люди. Критерий
досягаемости этого знания может быть реализован только при условии
минимизации стоимости его восприятия. То есть, доступ к этому знанию,
назовём его Виртуальным Образом Культуры (ВОК), должен быть дешёвым, а ещё
лучше - бесплатным (некоммерческим), что может быть достигнуто только при
условии государственной или частной благотворительной поддержки.
Другие способы облегчения доступа к ВОК - его понятность (популярность
без потери точности, ясность и чёткость, логичность, непротиворечивость,
недвусмысленность его структуры, дефиниций, классификаций) и красота
аудиовизуального дизайна.
Практически, в реальных условиях, речь пока идёт лишь о создании
прецидента: принципиально нового, культурологического интерфейса и начале
создания соответствующей базы знаний.
Конечно, достижение полноты ВОК как таковой, в полной мере в принципе
невозможно в связи с динамизмом и сложностью реальной Культуры. Поэтому ВОК
(а Культуру я понимаю в самом широком смысле, как всё созданное людьми
сознательно) должен учитывать полноту только наиболее устойчивых и значимых
реалий Культуры. Принять в расчёт это условие можно с помощью опытных
экспертов, работающих в разных сферах Культуры, ассимиляцией знаний
существующих текстов (энциклопедий, словарей, учебников), классификаций
(иерархических систематик), списков (перечней и номенклатур), таблиц,
формул, графиков, изображений и других форм представления знаний.
Теперь попробую сформулировать мою задачу:
Задача: Создание дружественной пользователю программной оболочки
"Виртуальный Образ Культуры" (и соответствующей базы знаний), позволяющей
даже начинающему пользователю совершать виртуальные путешествия по всей
многообразной человеческой Культуре.

Hаправления работы:
1. Создание оптимального с психологической точки зрения и с точки зрения
теории классификации информационно-поискового языка (ИПЯ), позволяющего
даже начинающему пользователю легко выбрать интересующую его область
Культуры. При этом он получает возможность:
1.1. Удовлетворить свой чисто интеллектуальный (а также эстетический и
духовный) интерес в познании Культуры (это познавательная функция ВОК).
1.2. Изучить выбранный им фрагмент Культуры (образовательная,
дидактическая функция ВОК).
1.3. Произвести наилучшим образом выбор области приложения своих
способностей (профориентационная функция ВОК). Опыт показывает, что в
большинстве случаев выбор профессии происходит более или менее случайным
образом из-за того, что человек в начале своего жизненного пути случайно
сталкивается с тем или иным фрагментом Культуры (носителем этого
фрагмента), который его захватывает, впечатляет, увлекает. Однако только
полная (и не менее яркая и захватывающая) картина всей Культуры - ВОК,
позволит сделать наилучший профессиональный выбор.
1.4. Получить ответ на конкретный вопрос (справочная функция ВОК).
1.5. Принять участие в улучшении выбранного фрагмента ВОК (творческая
функция ВОК).
1.6. Найти единомышленников, сотрудников, коллег для решения
интересующей проблемы (консолидационная функция ВОК).
2. Поиск интересующего фрагмента Культуры уподобляется фокусировке,
конкретизации, детализации: от общего к частному.
3. За основу принимается модель Культуры "12 сфер", разработанная
культурологическим обществом "Ибис".
4. Для каждой ячейки (узла) древа ИПЯ создаётся описание (определение) с
архивом уже существующих описаний (определений). Например: Культура
это..., Искусство это..., Романтизм это...; Политика это..., Монархия
это...
5. Создание оптимальной с точки зрения психологии, эргономики и эстетики
графической оболочки, предворяемой заставкой, подбор иллюстративного и
символического (пиктографического) материала.
6. Начало работ по:
6.1. Поиску в компьютерных сетях уже существующих данных и привязке их к
ячейкам ВОК.
6.2. Создание на центральном сервере ВОК новых баз данных и подключение
их также к ВОК.
6.3. Достижению максимальной гуманизации (упрощения) поиска и
подключения к существующим базам данных.
6.4. Установке дисплеев ВОК в крупных библиотеках, музеях, культурных
центрах, исследовательских и образовательных учреждениях, министерстве
культуры.
7. Примечания:
7.1. Предусмотреть возможность улучшения версий оболочки ВОК.
7.2. Возможность создания сервера, подключённого к INTERNET с базой
"Современные художники Петербурга (России)" и других подобных баз данных.
7.3. Организация конкурсного отбора специалистов для работы по созданию
ВОК: культуролог, искусствовед, компьютерный график (дизайнер),
специалист по INTERNET, специалист по теории классификации, психолог
(специалист по компьютерной эргономике), музыкант, переводчик, эксперты по
сферам Культуры.
7.4. Некоторых специалистов можно привлекать эпизодически, по мере
необходимости, на контрактной основе.
7.5. Возможность разработки проекта "Кабина ВОК", исключающей внешние
помехи в работе пользователя.
7.6. Особенность строящейся оболочки ВОК и отличие её от существующих
заключается в её универсальности, то есть она будет решать задачу
построения полного ВОК, охватывающего всю Культуру (первоначально в её
высших классификационных уровнях).
Приглашаю к сотрудничеству! Предложения направляйте почтой по адресу:
Россия, 192283, г.Санкт-Петербург, АЯ-351.
или: Е-mail: ss@delas.spb.su


Председатель культурологического общества "Ибис"
Болотский Владимир Евгеньевич


Hosted by uCoz